В г. Шарм-эш-Шейх, Египет, с 28 октября по 22 ноября 2019 года - проходит Всемирная конференция радиосвязи 2019 года (ВКР-19).
Региональное содружество в области связи / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / Развитие информационного общества

Развитие информационного общества

В отчетном периоде деятельность Исполнительного комитета РСС и администраций  связи РСС была направлена на обеспечение дальнейшего взаимодействия участников РСС по вопросам, связанным с развитием информационного общества в странах участников РСС.

Форум ВВУИО, состоявшийся в июне 2017 года (г. Женева, Швейцария), создал эффективный механизм для осуществления координации в развитии многостороннего сотрудничества стран участников РСС в области развития ИКТ.

Следуя решениям ВВУИО и общемировым тенденциям построения информационного общества в большинстве АС РСС разработаны и реализуются национальные концепции, стратегии развития ИКТ и программы построения информационного общества.

Исполнительным комитетом РСС совместно с администрациями связи РСС и рабочими органами РСС было подготовлено и проведено 5-е заседание Рабочей группы высокого уровня по развитию информационного общества (РГВУ) 21 сентября 2017 г., г. Ташкент, Республика Узбекистан.

В ходе подготовки 5-го заседания РГВУ Исполнительным комитетом РСС с учетом предложений АС РСС были сформулированы вопросы по перспективному взаимодействию стран участников РСС в различных информационных и инфокоммуникационных сферах.

На 5-м заседании РГВУ были рассмотрены актуальные  вопросы:

- о перспективных направлениях развития связи/ИКТ в Республике Узбекистан;

- о выработке предложений по основам и механизмам реализации для формирования цифрового рынка стран участников РСС,

- о подготовке предложений по демонополизации рынка программного обеспечения;

- о сотрудничестве по вопросам развития электронного правительства, а также по выработке основ для оказания социально - значимых электронных услуг в государствах участников РСС;

- о сотрудничестве и выработке подходов участников РСС в вопросах управления Интернетом;

- о подготовке предложений по взаимодействию Центров обработки данных;

- о формировании и использовании информационных ресурсов;

- об общих подходах по выделению радиочастотного спектра для «Интернета вещей» с целью его гармонизации и определении приоритетных направлений развития рынка «Интернета вещей» в странах участников РСС;

- о реализации Целей в области устойчивого развития в странах участников  РСС;

- о ходе реализации «Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года» и Плана действий по ее реализации на период до 2025 года;

- об итогах Региональных семинаров МСЭ для стран СНГ связанных с развитием информационного общества;

- об актуализации направлений деятельности РГВУ и определении координаторов на ближайшую перспективу;

- инициативы Всемирного банка по цифровой экономике и предложение сотрудничества со странами РСС.

Базовая организация государств - участников СНГ в области ИКТ, АО «Национальный инфокоммуникационный Холдинг «Зерде», в соответствии с Положением о Базовой организации государств – участников СНГ, осуществляющей методическое и организационно-техническое обеспечение работ в области ИКТ,  представила на рассмотрение 5-го заседания РГВУ отчет о ходе реализации Стратегии – 2025  и Плана действий по ее реализации.

Рабочей группой высокого уровня по развитию информационного общества было принято решение о целесообразности администрациям связи ежегодно до 1 марта направлять в Исполнительный комитет РСС информацию о ходе реализации Стратегии – 2025  и Плана действий в своих странах.

Базовая организация государств-участников СНГ в области ИКТ продолжит подготовку отчета по итогам прошедшего года на основе проведенного анализа полученной информации от АС РСС.

Вопрос «О ходе реализации «Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года» и Плана действий по ее реализации на период до 2025 года» будет регулярно рассматриваться на заседаниях РГВУ для дальнейшего представления на заседание Совета глав АС РСС и Координационного совета.

По итогам 5-го заседания РГВУ было принято решение вынести на рассмотрение 53/24-го совместного заседания Совета глав Администраций связи РСС и Координационного совета государств-участников СНГ по информатизации при РСС следующие вопросы:

- о выработке предложений по основам и механизмам реализации для формирования цифрового рынка стран участников РСС;

- о проекте Концепции Конвенции по институализации вопросов регулирования безопасного функционирования и развития сети Интернет на основе равноправного участия мирового сообщества в управлении глобальной сетью;

- об общих подходах по выделению радиочастотного спектра для «Интернета вещей» с целью его гармонизации и определении приоритетных направлений развития рынка «Интернета вещей» в странах участников РСС.

Стратегия сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плане действий по её реализации на период до 2015 года.

         28 сентября 2012 года в г.Ялта Украина Совет глав правительств СНГ утвердил (Решение прилагается) Стратегию сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества (Стратегия-2015) и План действий по ее реализации на период до 2015 года 2015 (План действий – 2015).

          Стратегия-2015 и План действий – 2015 разрабатывались в развитие утвержденных Решением Советом глав правительств СНГ от 24 ноября 2006 года Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в сфере информатизации (Стратегия- 2010) и Плана действий по реализации Стратегии на период до 2010 года (План действий-2010).
Стратегия-2010 и План действий-2010 сыграли определенную роль в стимулировании использования потенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для развития государств Содружества.          
     Реализация Стратегии-2010 и Плана действий-2010 позволила государствам Содружества выйти на более высокий уровень межгосударственных отношений, укрепила их информационное взаимодействие. Цели и способы их достижения, определенные в данных документах оказали положительное влияние на разработку и выполнение национальных программ в области информатизации, дальнейшее развитие нормативной правовой базы в государствах Содружества.
          В тоже время, несмотря на активное проведение ряда программ по информатизации и ежегодный прирост ИКТ-сектора в государствах Содружества, между ними сохраняется цифровое различие, они еще отстают от высокотехнологичных стран в вопросах развития информационной инфраструктуры, использования информационных технологий и предоставления электронных услуг населению. Сохраняется низкий уровень ИКТ во внутреннем валовом продукте государств-участников СНГ.
Объединение усилий и обеспечение эффективного взаимодействия при использовании ИКТ для дальнейшего развития национальных экономик и обеспечения безопасности, для повышения благосостояния граждан является основной целью сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества и легло в основу Стратегии-2015.
        Основными направлениями сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества в Стратегии-2015 предложены: 
– гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в области ИКТ;
– разработка и внедрение современных приложений ИКТ;
– развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и создание общего информационного пространства;
– совершенствование механизма взаимодействия государств Содружества по развитию рынка в сфере ИКТ;
– обеспечение информационной безопасности.
       В Стратегии-2015 предусматривается сотрудничество государств-участников СНГ в области современных приложений ИКТ: «электронное правительство», электронное и дистанционное обучение, электронное здравоохранение, развитие систем электронной торговли, создание и развитие интегрированных регистров физических и юридических лиц, применение информационных и биометрических технологий в системах паспортно-визовых и иных идентификационных документов нового поколения, сохранение культурного наследия.
     В Плане действий-2015 конкретизированы мероприятия и обеспечено их ориентирование на реализацию кооперационных проектов, на активизацию информационного и научно-технического обмена по использованию ИКТ в образовании, науке, культуре, здравоохранении, государственном управлении, в предоставлении услуг населению и по другим направлениям. 
          Реализация Стратегии и Плана действий по ее реализации станет важным фактором формирования информационного пространства СНГ на базе ИКТ, окажет положительное воздействие на модернизацию экономик государств – участников СНГ.
В результате реализации основных направлений Стратегии-2015 и мероприятий Плана действий-2015 планируется увеличение вклада ИКТ в укрепление экономического потенциала государств-участников СНГ, усиление конкурентоспособности национальных экономик, повышение уровня благосостояния и качества жизни населения.
      Государства-участники СНГ выйдут на новый уровень сотрудничества и широкой кооперации в области использования ИКТ, получит развитие общий рынок продукции и услуг в сфере ИКТ.
          На пространстве СНГ будет создано трансграничное пространство доверия на основе сети Интернет.
      Существенно улучшатся показатели государств-участников СНГ в международных рейтингах в области развития информационного общества и в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы. Сократится «цифровой разрыв» между государствами Содружества. 
         В целях определения степени реализации Стратегии-2015 и Плана действий-2015 будет проводиться мониторинг и статистическое наблюдение индикаторов развития информационного общества в государствах-участниках СНГ.
Ранее принятый документ:  Стратегия сотрудничества государств – участников СНГ в сфере информатизации и План действий по реализации Стратегии сотрудниче-ства государств – участников СНГ в сфере информатизации на период до 2010 года утверждена Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 ноября 2006 года.

Сотрудничество стран СНГ в области создания государственных информационных систем паспортно-визовых документов нового поколения.

В рамках РСС обсуждение вопросов межгосударственного сотрудничества в области миграционного учета и паспортно-визовых документов нового поколения началось с 2005 года.

Данный вопрос был рассмотрен на 8-м заседании Координационного совета (20 октября 2005 г., Ереван). В качестве первоочередных мер предусматривалась организация разработки подходов по стандартизации национальных систем паспортно-визового контроля и согласование действующих в государствах СНГ нормативно-правовых документов в этой сфере, а также координация научно-исследовательских работ, связанных с переходом стран СНГ на паспортно-визовые документы нового поколения.

Учитывая, что внедрение информационных и биометрических технологий в системах оформления, контроля и выдачи документов нового поколения является одним из актуальных направлений сотрудничества в информационной сфере, этой теме был посвящен международный семинар «Паспортно-визовые документы нового поколения» (2-3 марта 2006 г., Москва), организованный по решению 8-го заседания Координационного совета АС России и Исполкомом РСС. Проведение международного семинара показало заинтересованность стран Содружества в создании информационных систем паспортно-визового контроля нового поколения с использованием биометрических технологий и стало первой вехой на пути налаживания сотрудничества государств – участников СНГ в данной сфере.

В итоговом документе участники семинара отметили необходимость координации в странах Содружества работ по использованию биометрических технологий для идентификации личности при оформлении паспортов и других документов, удостоверяющих личность.

Для  координации работ в данной сфере в 2006 году в рамках Координационного совета была сформирована Рабочая группа высокого уровня по вопросам информационных технологий паспортно-визовых документов нового поколения (Решение №8/6 от 20 октября 2005 г.).
В ее состав вошли представители соответствующих органов государственной власти, занимающихся в странах СНГ вопросами создания информационных систем паспортно-визового контроля с использованием биометрических технологий, а также представители Исполкома СНГ и Секретариата Межпарламентской ассамблеи СНГ.

Первое заседание Рабочей группы прошло 27 октября 2006 г. в Москве (Протокол №1). Рабочая группа рассмотрела вопросы применения биометрических технологий при подготовке к введению паспортно-визовых документов нового поколения в странах СНГ и практические результаты этих работ, достигнутые в России и ряде других стран Содружества. Члены  Рабочей группы приняли решение разработать предложения по гармонизации подходов в построении и взаимодействии национальных систем паспортно-визовых документов нового поколения государств − участников СНГ.
Рабочей группой высокого уровня также принято решение подготовить предложения по организации обмена опытом государств − участников СНГ на постоянной основе.

Презентация технологических наработок АС России, а также хода работ  в этой сфере в странах Содружества, состоялась на 10-м, юбилейном, заседании Координационного совета в г. Москве (Решение №10/1). В месте проведения заседания была организована выставка перспективных разработок в сфере государственных информационных систем и биометрических технологий. Главам делегаций были вручены макеты паспортов нового поколения Российской Федерации.

На заседаниях РГВУ ПВД НП (30-31 марта, 2007 г., Санкт-Петербург, Протокол №2 и 11-12 октября, 2007 г., Кишинев, Протокол №3) были рассмотрены технологии изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, используемые в Российской Федерации и Республике Молдова, а также состояние дел в данной сфере в других государствах Содружества.

Члены РГВУ ПВД НП приняли участие в Международной научно-практической конференции по вопросам внедрения паспортов, содержащих электронные носители информации (30 марта 2007 г., Санкт-Петербург), проведенной Парламентской ассамблеей организации договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ). По итогам Конференции были приняты Рекомендации, в которых одобрен опыт взаимодействия, осуществляемого представителями государств – участников СНГ в рамках РГВУ, и поддержано ее Заявление о сотрудничестве по вопросам информационных технологий паспортно-визовых документов нового поколения (Меморандум).

На заседании РГВУ ПВД НП в г. Кишиневе было решено, по инициативе Республики Молдова, проработать вопрос реализации в 2008 году пилотного проекта по организации защищенного информационного обмена с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП) между системами контроля ПВД НП на пропускных пограничных пунктах в аэропортах городов Кишинева и Москвы. Это позволит отработать механизм защищенного информационного обмена и определить нормативные правовые акты, которые необходимо принять в государствах для обеспечения организации такого обмена. По вопросам организации защищенного трансграничного информационного обмена с использованием ЭЦП было решено осуществлять сотрудничество между РГВУ ПВД НП и Комиссией по информационной безопасности при Координационном совете.

На состоявшемся 12-м заседании Координационного совета (13 ноября 2007 г, Астана, Решение №12/3) было принято решение о необходимости расширения состава РГВУ посредством включения в нее представителей МВД, МИД, миграционных ведомств, пограничных служб и других компетентных органов стран участников РСС в данной сфере, а также о представлении информации о ведомстве, являющемся координатором работ по введению систем ПВД НП в стране. Поддержано предложение РГВУ о внесении в Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства МПА СНГ на 2005-2010 годы разработки модельного законодательного акта «О паспортно-визовых и иных идентификационных документах нового поколения».

Было отмечено, что основным программным документом в области информатизации для пространства СНГ является Стратегия сотрудничества государств – участников СНГ в сфере информатизации и ее реализация, предусмотреная Концепцией дальнейшего развития СНГ. В связи с этим социально-экономическая значимость Стратегии и приоритетность реализуемых в ней мероприятий для стран Содружества существенно возрастают. Однако, в период формирования Стратегии в 2005-2006 годах вопросы межгосударственного сотрудничества в области миграционного учета и паспортно-визовых документов нового поколения только начинали обсуждаться и еще не вошли в состав важнейших социально-экономических приоритетов на национальном уровне. В связи с изменением ситуации и приоритетностью данного направления в странах Содружества РГВУ ПВД НП и Координационным советом были подготовлены Дополнения в Стратегию и План действий по ее реализации на период до 2010 года в части создания информационных систем ПВД НП.
Дополнения предусматривают реализацию следующих мероприятий: обеспечение взаимодействия и совместимости, создаваемых национальных систем изготовления, оформления и контроля ПВД НП, включая технологии изготовления и полиграфической защиты документов, снятия биометрических параметров с учетом требований ИСО и рекомендаций ИКАО; технологии формирования баз персональных данных и обмена этими данными на межгосударственном уровне; обеспечение информационной безопасности и защиты информации на всех стадиях изготовления, оформления и контроля ПВД.
РГВУ ПВД НП в сотрудничестве с Экспертным советом МПА СНГ РСС были проведены работы по организации разработки модельного законодательного акта «О паспортно-визовых и иных идентификационных документах нового поколения», определен разработчик и подготовлен проект модельного закона. РГВУ продолжает осуществлять координацию работ по разработке и согласованию данного модельного законодательного акта совместно с МПА СНГ.

Вопрос внедрения и использования информационных и биометрических технологий при создании систем паспортно-визовых и иных идентификационных документов нового поколения в государствах-участниках СНГ рассматривался на 13-м заседании Координационного совета (25 сентября 2008 г., Ашхабад, Решение № 13/2). Участники Координационного совета обменялись опытом по введению паспортно-визовых и иных идентификационных документов нового поколения.

Координационным советом поддержана инициатива Республики Молдова и Российской Федерации по выполнению в 2009-2011 годах пилотного проекта по организации защищенного юридически значимого трансграничного информационного обмена, реализуемого по итогам НИР РСС «Исследование возможности использования электронно-цифровой подписи при трансграничном информационном обмене». Данная НИР организована Исполкомом РСС по инициативе Комиссии по информационной безопасности.  Членам Комиссии от Республики Молдова и Российской Федерации поручено организовать подготовку демонстрационного макета системы защищенного трансграничного юридически значимого информационного обмена служб на пунктах пропуска через государственную границу в аэропортах «Домодедово» (г. Москва, Российская Федерация) и «Международный аэропорт Кишинеу» (г. Кишинев, Республика Молдова). Данная работа будет проводиться во взаимодействии с РГВУ ПВД НП.

Координационным советом были одобрены проекты дополнений в Стратегию и План действий, а также проект соглашения, внесеный Исполкомом РСС в Исполком СНГ для утверждения Советом глав правительств СНГ.

В процессе подготовки проекты соглашения и дополнений в Стратегию и План действий в части мероприятий по сотрудничеству в создании информационных систем ПВД НП и их дальнейшем развитии и использовании направлялись в правительства государств-участников СНГ и Совет руководителей миграционных органов СНГ для рассмотрения и согласования.

По завершению установленной процедуры Соглашение было утверждено Советом глав правительств СНГ (14 ноября 2008 г., Кишинев, Республика Молдова). При этом следует отметить, что Соглашение было подписано девятью странами Содружества, что демонстрирует заинтересованность стран и большую социальную значимость работ в области ПВД НП.

В ходе заседания Совета глав правительств СНГ были представлены презентации, освещающие имеющиеся наработки и позитивные результаты сотрудничества в указанных сферах.

Председатель Совета РСС и Координационного совета, Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Щёголев И.О., Министр информационного развития Республики Молдова Бучацкий П.А. и директор ФМС России Ромодановский К.О. представили главам правительств государств − участников СНГ системы миграционного контроля, основанные на ПВД НП, а также предложения по реализации совместного пилотного проекта Республики Молдова и Российской Федерации по взаимодействию этих информационных систем.

Дополнения в Стратегию и План действий, прошедшие установленную процедуру, были утверждены Советом глав правительств СНГ 22 мая  2009 года, в Астане, Республика Казахстан.

На данный момент работа этой группы закончена, так как паспортно - визовые документы нового поколения функционируют в соответствующих структурах наших стран.

Телемедицина

      Развитие «электронного здравоохранения» и телемедицины становится приоритетным направлением социально-экономической политики большинства стран мира.

      Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, предусмотрена реализация Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в сфере информатизации, в составе которой внедрение телемедицинских технологий и систем является одним из важных направлений деятельности.

      Существенным стимулом для развития телемедицины стала также Региональная инициатива РСС в МСЭ № 4 «Комплексное повсеместное внедрение технологий и систем телемедицины для преодоления цифрового разрыва», принятая на Всемирной конференции по развитию электросвязи МСЭ 2006 г. (ВКРЭ-06, Доха, Катар), предусматривающая создание общего информационного медицинского пространства на базе интеграции региональных и национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем.

      Главной целью телемедицинских услуг является оказание гражданам Содружества высокотехнологичной и высокопрофессиональной медицинской помощи на основе использования современных инфокоммуникационных технологий в любое время и в любом месте, в том числе за рубежом (временное проживание, отдых, туризм, трудовая миграция и другие формы легальной миграции).

      Важной особенностью телемедицины, как составной части «электронного здравоохранения», является ее межгосударственный характер. Она должна создаваться на основе использования мирового медицинского потенциала, обеспечивая повышение доступности и качества медицинских услуг, их соответствие мировым стандартам в рамках гармонизированного правового и единого информационного и технологического пространства.

      Для совершенствования организации взаимодействия в области внедрения совместимых телемедицинских систем создана и активно работает Региональная рабочая группа по телемедицине при Комиссии РСС по информатизации (РРГ по телемедицине).

      Проведено восемь заседаний РРГ по телемедицине.

      1-е заседание РРГ по телемедицине было проведено 19 сентября 2005 года в Москве. РРГ были выработаны рекомендации по совместимости национальных телемедицинских систем государств-участников СНГ, которые были утверждены на 8-м заседании Координационного совета (20 октября 2005 года в г. Ереван).

      В 2007 году на заседаниях РРГ по телемедицине и Комиссии РСС по информатизации были определены возможные подходы и приоритеты к организации опытного участка совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем стран участников Содружества. Были одобрены и рекомендованы для использования в других государствах-участниках СНГ научно-методические подходы и организационно-финансовые принципы создания национальных телемедицинских систем. Членами РРГ было признано необходимым решение вопросов сближения национальных законодательств в данной сфере, а также разработки модельного закона СНГ «О телемедицинских услугах».

      Координационным советом, с учетом замечаний, полученных от государств-участников СНГ, был рассмотрен и одобрен проект Совместного обращения государств – участников СНГ о сотрудничестве в создании совместимых национальных телемедицинских систем (Меморандум). По завершению установленной процедуры Меморандум был рассмотрен и утвержден Советом глав правительств СНГ (14 ноября 2008 года, г. Кишинев, Республика Молдова). Меморандум был подписан десятью странами Содружества, что демонстрирует заинтересованность стран и большую социальную значимость работ в области телемедицины. По случаю подписания меморандума по телемедицине в адрес глав правительств СНГ было направлено обращение Генерального секретаря МСЭ Х. Туре, приветствующее эту инициативу региона, как одну из самых передовых в мире.

      В части создания совместимых национальных систем в государствах – участниках СНГ в 2008 году РРГ по телемедицине был реализован ряд мероприятий, предусмотренных Стратегий и Планом действий, а также решениями Координационного совета.

      На заседании РРГ по телемедицине в 2009 и 2010 годах были рассмотрены актуальные вопросы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных в подписанном главами правительств СНГ Меморандуме.

      По инициативе членов РРГ был разработан и представлен на ВАСЭ-08 МСЭ
(21-30 октября 2008 г., город Йоханнесбург, ЮАР) в рамках Общих предложений РСС вклад по разработке стандартов электросвязи для телемедицинских систем.

      На 14-м заседании Координационного совета государств − участников СНГ по информатизации при РСС (21 мая  2009 года, г. Брдо, Словения) был одобрен проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании (Соглашение), подготовленный РРГ по телемедицине. Проект Соглашения был внесен Исполкомом РСС  в Исполком СНГ для утверждения его в установленном порядке Советом глав правительств СНГ. 19 ноября  2010 года Соглашение было в установленном порядке было подписано Советом глав правительств СНГ .

На тридцать пятом заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 35-7 от 28 октября 2010 года) был принят Модельный закон "О телемедицинских услугах".

ИТ-бизнес


О взаимодействии по  вопросам развития  ИТ- бизнеса
в государствах-участниках СНГ.

          Исполкомом РСС и рабочими органами РСС уделяется большое внимание комплексному решению вопросов взаимодействия государства и бизнеса в странах СНГ в рамках РСС.

         В целях определения форм и методов сотрудничества компаний и ассоциаций, работающих в сфере информационных технологий (ИТ) на 6-м заседании Координационного совета государств-участников СНГ по информатизации при РСС (14 декабря 2004 г., г.Минск, Решение № 6/6), было предложено создать при Комиссии РСС по информатизации Рабочую группу по вопросам развития ИТ-бизнеса в странах СНГ (Состав РГ).

         Вопрос взаимодействия ИТ-ассоциаций и развития ИТ-парков в странах СНГ был рассмотрен также и на 7-м заседании Координационного совета (24 мая 2005г., г.Губа, Азербайджанская Республика, Решение № 7/5).  

        1-е заседание Рабочей группы по вопросам развития ИТ-бизнеса прошло 29 сентября 2005 г. в г. Москве (Протокол № 1). На заседании были рассмотрены вопросы определения возможных форм и механизмов взаимодействия и взаимного участия в проектах по развитию ИТ-индустрии, в том числе создания и развития ИТ-парков в государствах-участниках СНГ.

        Основными направлениями деятельностиРабочей группы по вопросам развития ИТ-бизнеса стали:

  • - обсуждение вопросов совершенствования нормативно-правовой базы ИТ- отрасли;
  • - рассмотрение форм сотрудничества ИТ-ассоциаций и органов государственного управления стран СНГ в развитии ИТ-индустрии;
  • - дальнейшее развитие международного сотрудничества и обмен опытом взаимодействия ИТ-ассоциаций как неспоредственно между собой, так и под эгидой РСС.

       Членами Рабочей группы были рассмотрены первоочередные меры по формированию в рамках РСС единых подходов по стандартизации в сфере информационных технологий. Принято решение об изучении разрабатываемых Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ, Россия) стандартов для ИТ-образования, и рекомендовано привлечь к данной работе представителей ВУЗов из стран Содружества.

       В рамках развития международного сотрудничества в 2006 г. представители ИТ-бизнеса и органов государственной власти стран Азербайджана, России, Казахстана, Украины, Беларуси приняли  консолидированное участие в ежегодной международной выставке в сфере ИКТ «CeBIT 2006», проходящей в Ганновере.

       В рамках реализации Решения № 9/5 Координационного совета от 23 мая 2006 г.Комиссией РСС по информатизации, Исполкомом РСС, Казахстанской Ассоциацией ИТ-компаний и АО «Национальный инновационный фонд» Республики Казахстан  был организован и проведен Круглый стол«Интеграция в мировой ИТ-рынок: организация ИТ-парков и взаимодействие ИТ-бизнеса стран СНГ» (сентябрь 2006 г., г.Алатау).

       Наряду с представителями ИТ-ассоциаций и национальных органов по информатизации Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Узбекистан и Украины в качестве приглашенных в работе Круглого стола приняли участие представители бизнеса, институтов высшего образования, СМИ Республики Казахстан. Участники Круглого стола обменялись информацией о ходе создания в странах Содружества условий для образования ИТ парков. Особый интерес участников вызвал опыт создания в Республике Казахстан технопарка Alatau-IT-City, введенного в действие 15 сентября 2006 года, отличительной особенностью которого является его статус - специальная экономическая зона с льготным налоговым и таможенным режимами для всех информационных и телекоммуникационных компаний, работающих на его территории. Участникам Круглого стола была представлена возможность подробно ознакомиться с функционированием Alatau-IT-City.

       На заседании РГ по развитию ИТ-бизнеса (23 апреля 2007 г., г.Кишинев, Протокол № 4)было рассмотрено состояние развития отрасли ИКТ в странах участников РСС. Были определены наиболее актуальные вопросы для дальнейшей работы, касающиеся подготовки специалистов в сфере ИКТ, а также защиты интеллектуальной собственности при разработке и поставках программного обеспечения. Членами РГ были одобрены показатели, характеризующие бизнес-климат, человеческий капитал, государственное регулирование в сфере ИКТ, разработанные в ходе выполнения 3-го этапа НИР РСС по данной тематике. Было решено сформировать предложения по совершенствованию данного перечня показателей и определить перечень первоочередных показателей для включения в Статистический сборник о деятельности Администраций связи РСС за 2007 год. Члены РГ обменивались информацией о создании и деятельности ИТ-ассоциаций в странах участников РСС, а также о существующих проблемных вопросах.

        На 11-м заседании Координационного совета (29 мая 2007 г., г.Юрмала, Решение №11/2) был рассмотрен опыт создания и функционирования ИТ-парков в странах Содружества и информация о проводимых национальными органами по информатизации Азербайджанской Республики, Республики Казахстан и Российской Федерации мероприятиях в данной сфере. Участники Координационного совета решили подготовить предложения о формах координации, механизмах взаимодействия и возможности взаимного участия в проектах по развитию парков информационных технологий. Также было решено просить МПА СНГ включить разработку  модельного законодательного акта «О правовом статусе, принципах и формах развития парков информационных технологий» в Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства в СНГ на 2005-2010 годы  МПА СНГ.

      На 37-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (17 мая 2012 года, Постановление №37-16) был принят Модельный закон «О технопарках», которые регулирует отношения возникающие при создании, функционировании деятельности технопарков, определяет правовые основы государственной поддержки технопарков. 

Стандартизация в сфере ИТ


О взаимодействии по  вопросам развития  ИТ- бизнеса
в государствах-участниках СНГ.

          Исполкомом РСС и рабочими органами РСС уделяется большое внимание комплексному решению вопросов взаимодействия государства и бизнеса в странах СНГ в рамках РСС.

         В целях определения форм и методов сотрудничества компаний и ассоциаций, работающих в сфере информационных технологий (ИТ) на 6-м заседании Координационного совета государств-участников СНГ по информатизации при РСС (14 декабря 2004 г., г.Минск, Решение № 6/6), было предложено создать при Комиссии РСС по информатизации Рабочую группу по вопросам развития ИТ-бизнеса в странах СНГ (Состав РГ).

         Вопрос взаимодействия ИТ-ассоциаций и развития ИТ-парков в странах СНГ был рассмотрен также и на 7-м заседании Координационного совета (24 мая 2005г., г.Губа, Азербайджанская Республика, Решение № 7/5).  

        1-е заседание Рабочей группы по вопросам развития ИТ-бизнеса прошло 29 сентября 2005 г. в г. Москве (Протокол № 1). На заседании были рассмотрены вопросы определения возможных форм и механизмов взаимодействия и взаимного участия в проектах по развитию ИТ-индустрии, в том числе создания и развития ИТ-парков в государствах-участниках СНГ.

        Основными направлениями деятельностиРабочей группы по вопросам развития ИТ-бизнеса стали:

  • - обсуждение вопросов совершенствования нормативно-правовой базы ИТ- отрасли;
  • - рассмотрение форм сотрудничества ИТ-ассоциаций и органов государственного управления стран СНГ в развитии ИТ-индустрии;
  • - дальнейшее развитие международного сотрудничества и обмен опытом взаимодействия ИТ-ассоциаций как неспоредственно между собой, так и под эгидой РСС.

       Членами Рабочей группы были рассмотрены первоочередные меры по формированию в рамках РСС единых подходов по стандартизации в сфере информационных технологий. Принято решение об изучении разрабатываемых Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ, Россия) стандартов для ИТ-образования, и рекомендовано привлечь к данной работе представителей ВУЗов из стран Содружества.

       В рамках развития международного сотрудничества в 2006 г. представители ИТ-бизнеса и органов государственной власти стран Азербайджана, России, Казахстана, Украины, Беларуси приняли  консолидированное участие в ежегодной международной выставке в сфере ИКТ «CeBIT 2006», проходящей в Ганновере.

       В рамках реализации Решения № 9/5 Координационного совета от 23 мая 2006 г.Комиссией РСС по информатизации, Исполкомом РСС, Казахстанской Ассоциацией ИТ-компаний и АО «Национальный инновационный фонд» Республики Казахстан  был организован и проведен Круглый стол«Интеграция в мировой ИТ-рынок: организация ИТ-парков и взаимодействие ИТ-бизнеса стран СНГ» (сентябрь 2006 г., г.Алатау).

       Наряду с представителями ИТ-ассоциаций и национальных органов по информатизации Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Узбекистан и Украины в качестве приглашенных в работе Круглого стола приняли участие представители бизнеса, институтов высшего образования, СМИ Республики Казахстан. Участники Круглого стола обменялись информацией о ходе создания в странах Содружества условий для образования ИТ парков. Особый интерес участников вызвал опыт создания в Республике Казахстан технопарка Alatau-IT-City, введенного в действие 15 сентября 2006 года, отличительной особенностью которого является его статус - специальная экономическая зона с льготным налоговым и таможенным режимами для всех информационных и телекоммуникационных компаний, работающих на его территории. Участникам Круглого стола была представлена возможность подробно ознакомиться с функционированием Alatau-IT-City.

       На заседании РГ по развитию ИТ-бизнеса (23 апреля 2007 г., г.Кишинев, Протокол № 4)было рассмотрено состояние развития отрасли ИКТ в странах участников РСС. Были определены наиболее актуальные вопросы для дальнейшей работы, касающиеся подготовки специалистов в сфере ИКТ, а также защиты интеллектуальной собственности при разработке и поставках программного обеспечения. Членами РГ были одобрены показатели, характеризующие бизнес-климат, человеческий капитал, государственное регулирование в сфере ИКТ, разработанные в ходе выполнения 3-го этапа НИР РСС по данной тематике. Было решено сформировать предложения по совершенствованию данного перечня показателей и определить перечень первоочередных показателей для включения в Статистический сборник о деятельности Администраций связи РСС за 2007 год. Члены РГ обменивались информацией о создании и деятельности ИТ-ассоциаций в странах участников РСС, а также о существующих проблемных вопросах.

        На 11-м заседании Координационного совета (29 мая 2007 г., г.Юрмала, Решение №11/2) был рассмотрен опыт создания и функционирования ИТ-парков в странах Содружества и информация о проводимых национальными органами по информатизации Азербайджанской Республики, Республики Казахстан и Российской Федерации мероприятиях в данной сфере. Участники Координационного совета решили подготовить предложения о формах координации, механизмах взаимодействия и возможности взаимного участия в проектах по развитию парков информационных технологий. Также было решено просить МПА СНГ включить разработку  модельного законодательного акта «О правовом статусе, принципах и формах развития парков информационных технологий» в Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства в СНГ на 2005-2010 годы  МПА СНГ.

      На 37-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (17 мая 2012 года, Постановление №37-16) был принят Модельный закон «О технопарках», которые регулирует отношения возникающие при создании, функционировании деятельности технопарков, определяет правовые основы государственной поддержки технопарков. 

Информатизация в реализаци государственных услуг

      Широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества.

      Одним из важнейших компонентов формирования информационного общества является создание «электронного правительства» - системы эффективного взаимодействия органов государственного управления, граждан и бизнеса посредством услуг, предоставляемых на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

      Необходимость создания такой системы отмечена в итоговых документах Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) – Женевской декларации принципов и Плане действий (2003 год) и Тунисской программе для информационного общества (2005 год), в подготовке и продвижении основных положений которых активное участие принимали страны участников РСС.

      Женевский План действий в области электронного государственного управления (С.7. 15. Электронное государственное управление) предусматривает:

  • осуществление стратегии электронного государственного управления, уделяя основное внимание приложениям, направленным на обеспечение инновационной деятельности и прозрачности государственных учреждений и демократических процессов, повышение эффективности и укрепление связи с гражданами;
  • разработку на всех уровнях национальных инициатив и услуг электронного государственного управления, соответствующих потребностям граждан и деловых кругов, с тем чтобы добиться более эффективного распределения ресурсов и публичного достояния.
  • поддержку инициативы по международному сотрудничеству в области электронного государственного управления в целях повышения прозрачности, подотчетности и эффективности на всех уровнях государственного управления.

      Тунисская программа для информационно общества (п. 90) предусматривает:

  •  поддержку использования ИКТ в органах государственного управления в качестве одного из приоритетов и основной целевой области деятельности по содействию развитию на базе ИКТ;
  •  разработку и внедрение приложений в области электронного правительства,основанных на открытых стандартах, с целью повышения уровня развития и взаимодействия систем электронного государственного управления на всех уровнях, тем самым способствуя доступу к государственной информации и государственным службам и содействуя созданию сетей ИКТ и разработке услуг, которые были бы доступны в любом месте, в любое время, для кого угодно, с использованием любых устройств.

      Электронное государственное управление является важной составной частью национальных электронных стратегий, которые согласно решениям ВВУИО должны быть разработаны правительствами стран до 2010 года, и стать неотъемлемой частью национальных планов развития и стратегий снижения уровня бедности.

      В большинстве стран участников РСС – Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Узбекистане и Украине разработаны и реализуются национальные стратегии развития ИКТ и целевые государственные программы – Электронный Азербайджан, Электронная Беларусь, Электронная Молдова Электронная Россия, Электронная Украина и др. В ряде стран приняты и выполняются планы действий (мероприятий) по реализации национальных стратегий развития ИКТ, важнейшей составной частью которых являются программы создания «электронного правительства». В последние годы в странах Содружества заметно повышается уровень информатизации государственного сектора. Происходит быстрый рост числа эффективно работающих приложений ИКТ в области учета обращений граждан, систем электронного документооборота и контроля за расходованием бюджетных средств. Расширяется состав баз данных, доступных населению с использованием ИКТ и через порталы государственных органов. Однако, создание общегосударственных систем оказания услуг электронного государственного управления находится на различных стадиях построения.

      Исполкомом РСС при участии АС РСС составлен и ежегодно обновляется Обзор о реализации госуслуг в странах участников РСС.

О ходе реализации Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки

         В  целях развития работ по созданию сети ИМЦ в соответствии с поручением Экономического совета СНГ от 12 декабря 2008 года Координационный совет представил в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения в установленном порядке проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки (далее – Соглашение)и проект Положения о Рабочей группе высокого уровня по развитию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров и электронной торговли для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств – участников СНГ (далее – Положение).

    Проектом Соглашения предусматривается возложение функций по ее реализации на уполномоченные органы, представители которых будут определены заинтересованными государствами в Рабочую группу по развитию межгосударственной сети ИМЦ для продвижения товаров и услуг государств – участников СНГ на национальные рынки.

    Одной из основных целей проекта документа является обеспечение наполнения межгосударственной сети ИМЦ информационными ресурсами о товарах и услугах, проводимых в государствах – участниках Соглашения.

      Следует отметить, что в проекте Соглашения заложены основные принципы организации электронной торговли, предусмотренные в Модельном законе «Об электронной торговле», принятым Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ  (МПА СНГ, постановление от 5 ноября 2008 года № 31–12).

21 мая 2010 года, Решением глав Правительств государств – участников СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки (Соглашение) и утверждено Положение о Рабочей группе по развитию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг государств – участников СНГ на национальные рынки (Положение, г. Санкт-Петербург).

Соглашение подписали главы правительств 7-ми государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдовы (с оговоркой), Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины.

По информации Исполкома СНГ на 5 сентября 2013 года, Соглашение ратифицировали следующие государства:

Республика Таджикистан – 24 декабря 2010 года;

Республика Беларусь – 16 марта 2011 года;

Республика Казахстан – 4 октября 2011 года;

Украина – 28 июля 2011 года;

Российская Федерация – 4 июля 2013 года.

Соглашение вступило в силу, для Республики Таджикистан, Республики Беларусь, Украины 27 августа 2011 года. Для Российской Федерации – 4 августа 2013 года.

Рабочая группа является органом по развитию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг государств – участников СНГ на национальные рынки (далее РГ МИМЦ)  создана для согласованного развития национальных сетей информационно-маркетинговых центров и объединения их в межгосударственную сеть ИМЦ.

Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, а также Стратегией экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года, в части создания национальных ИМЦ, объединения их в межгосударственную сеть и развития электронной торговли как одного из приоритетных направлений экономического сотрудничества государств – участников СНГ, а также Соглашением о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки от 21 мая 2010 года и Положением о Рабочей группе.

29 января 2013 года в г. Москва состоялось 1-ое, организационное заседание Рабочей группы по развитию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг государств – участников СНГ на национальные рынки.

С целью активизации работ по реализации Соглашения, участниками Рабочей группы было принято решение об утверждении Плана работы Рабочей группы на 2013 год с учетом внесенных замечаний и предложений.

10 октября 2013 года в г. Минск состоялось 2-ое заседание РГ МИМЦ.

На заседании были рассмотрены вопросы сотрудничества с международными организациями, курирующими вопросы электронной торговли, такими так Паназиатский альянс по электронной торговли, Группа по телекоммуникациям и информации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, ЕЭК ООН.

В рамках состоявшегося заседания было принято решение проработать вопрос о  создании альянса по электронной коммерции на евразийском пространстве с участием Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, и с дальнейшим подключением к нему других государств-участников СНГ.

Трансграничное пространство доверия государств-участников СНГ

В настоящее время государства – участники СНГ провозгласили развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) одним из приоритетов и необходимым условием устойчивого экономического роста и повышения качества жизни граждан.

Национальные программы развития ИКТ позволяют все большему количеству граждан получать доступ к глобальным информационным сетям и ресурсам, что способствует международным интеграционным процессам во всех сферах жизни общества (торговля, образование, медицина, государственные услуги и пр.).

Однако при международном информационном взаимодействии остро встает вопрос обеспечения доверия и безопасности обмена данными. Это особенно актуально для процессов, предполагающих совершение юридически значимых действий.

С целью обеспечения доверенного трансграничного обмена электронными данными РСС с 2011 года проводит комплексную и систематическую работу по формированию трансграничного пространства доверия (далее ПД-Т) с привлечением лучших мировых экспертов.

Краткое описание цели работы, подходов, достигнутых результатов и направление развития приведены в Справочном документе "Общая инфраструктура доверия для юридически значимого трансграничного электронного взаимодействия".

Подробное описание этапов работы приведено в следующей таблице:

Описание этапа Статус
Этап 1 - разработана "Модель формирования и функционирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия государств-участников СНГ" (далее Модель ПД-Т) (прилагается Модель ПД-Т и Пояснительная записка к Модели ПД-Т)
Дано описание понятийного аппарата, основных блоков и составных частей ПД-Т, а также взаимосвязи между ними. В Модели ПД-Т намечены последующие этапы формирования ПД-Т. Одобрена на 17-м заседании Координационного совета государств-участников СНГ по информатизации при РСС (2 июня 2011 года в г. Ереван, Республика Армения, решение № 17/3).
Этап 2 - разработана "Методология формирования и функционирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия" (далее Методология ПД-Т) (прилагается Методология ПД-Т и Пояснительная записка к Методологии ПД-Т)

Дано описание основных принципов и подходов к построению ПД-Т.

Разработана архитектура ПД-Т включающая в себя:

  • - общую инфраструктуру доверия (ОИД), состоящую из специализированных сервисов;
  • - учетные системы, которые взаимодействуют непосредственно между собой посредством электронных передаваемых записей, при этом юридическая значимость взаимодействия обеспечивается сервисами ОИД;
  • - операторов учетных систем и сервисов ОИД;
  • - аудиторов деятельности операторов учетных систем и сервисов ОИД.

В Методологии ПД-Т в первом приближении даны варианты реализации сервисов ОИД и алгоритм их выбора применительно к следующим предметным областям:

  • - деятельность контролирующих органов;
  • - медицина;
  • - образование;
  • - нормативное регулирование;
  • - деловая сфера.

Предложена для ознакомления на организованной пятью региональными комиссиями ООН (UNECA, UNECE, UNECLAC, UNESCAP, UNESCWA) конференции "Global Trade Facilitation Conference 2011", посвященной механизму единого окна и цепочкам поставок.

Представлена на 18-ой сессии Центра по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциями Комитета по торговле Европейской экономической комиссии (UN/CEFACT).

Является одним из вспомогательных материалов к проекту новой Рекомендации UN/CEFACT «В отношении Доверенного трансграничного обмена электронными торговыми документами».

Одобрена на 18-м заседании Координационного совета государств участников СНГ по информатизации при РСС (5 ноября 2012 года в г. Баку, Республика Азербайджан, решение № 47/18-9).

Совместно с представителем немецкой компании T-Systems International GmbH подготовлен Сравнительный анализ Проекта «Распоряжения Европейского Парламента и Совета об электронной идентификации и сервисах доверия для электронных транзакций на внутреннем рынке» и Методологии ПД-Т.

Этап 3 - создана "Концепция разработки и принятия проектов документов для координации и аудита деятельности участников ОИД" (прилагается Концепция и Приложения к Концепции)

Дано описание подходов к организационно-правовому регулированию трансграничного пространства доверия.

Содержит алгоритм формирования номенклатуры и содержания НПА для различных вариантов реализации ОИД.

Разработана по заказу Минкомсвязи РФ совместно с представителем немецкой компании T-Systems International GmbH и заведующим кафедрой теории права и сравнительного правоведения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Этап 4 - разработка проектов документов для координации и аудита деятельности участников ОИД
Запланировано на 2013 год

По всем интересующим Вас вопросам просьба обращаться:

Домрачев Алексей Александрович, член Комиссий РСС по информатизации и информационной безопасности, Советник Департамента государственной политики в области создания и развития электронного правительства Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
т.+7 499 503 97 44, +7 499 503 97 44  alekdomrachev@gmail.com

Сазонов Александр Валентинович, член Комиссии по информационной безопасности РСС, заместитель генерального директора по развитию ЗАО "Национальный удостоверяющий центр"
т. +7 495 690 92 22, +7 495 690 92 22 sazonov@nucrf.ru

Вусс Георгий Васильевич,  научный консультант ФГУП ВНИИПВТИ
т.+7 499 235 62 65, +7 499 235 62 65 g.vuss@mail.ru

Кустов Владимир Николаевич, генеральный директор ООО "Удостоверяющий центр ГАЗИНФОРМСЕРВИС"
т. +7 812 520 30 50, +7 812 520 30 50 (доб. 1703) Kustov-V@gaz-is.ru